RU UK

Smart Route — автоматизированная система управления элеватором

Основными задачами, которые решают автоматизированные системы управления элеваторными комплексами (АСУ Э) являются осуществление автоматических блокировок, функций автоматизированного запуска и останова маршрутов, а также архивирование журналов и отчетов обо всех событиях, возникающих в ходе выполнения технологического процесса.

Многолетний опыт работы на рынке привел к тому, что мы разработали свой собственный подход к решению этих задач под названием Smart Route, который позволяет «отслеживать» работу всех возможных маршрутов следования продукта. Технология «Smart Route» имеет ряд преимуществ перед аналогичными решениями, предлагаемыми на рынке Украины:

1. Осуществление автоматических блокировок

1.1 Необходимым условием для запуска транспортеров является работа всех впередистоящих механизмов по ходу следования продукта.

Как известно, зачастую на элеваторных комплексах реализуется, как минимум, два режима работы для каждого механизма: «местный» (с местных пультов управления) и «дистанционный» (с удаленного диспетчерского пункта или операторской). При этом, работа механизма в «местном» режиме, как правило, осуществляется без учета каких-либо технологических блокировок. Также нельзя исключать случаи отказа и неисправности технологического оборудования, при которых оно остается в работе, даже несмотря на снятие управляющей команды, выдаваемой АСУ Э.
В таких случаях, во избежание засыпания продуктом впередистоящих технологических единиц критически важным является останов транспортеров и норий, стоящих перед «неисправным» механизмом. Технология «Smart Route» позволяет мгновенно реагировать на подобные ситуации и осуществляет незамедлительный автоматический останов необходимого технологического оборудования без каких-либо дополнительных действий со стороны оператора.

1.2 При заполнении силоса/бункера до верхнего уровня выполняется останов подающих продукт конвейеров и закрытие подающих задвижек.

Подобные функции АСУ Э широко известны и применяются на элеваторных комплексах Украины и мира в целом. Автоматический останов подачи продукта при заполнении буферной емкости до верхнего уровня является необходимым условием безопасного протекания технологического процесса хранения и сушки сельскохозяйственных культур.
Отличительной особенностью технологии «Smart Route» в данном аспекте является осуществление блокировок по уровню следующим образом:
– закрытие «подающих» задвижек;
– останов подающего транспортера по истечению заданного времени (задается оператором) после выдачи команды на закрытие задвижек.
Такое решение позволяет, с одной стороны, корректно завершить подачу продукта, разгрузив подающий транспортер, с другой – обеспечить высокий уровень безопасности, так как подача прекратится даже в случае «заклинивания» или неисправности задвижек.

1.3 При несовпадении культур выполняется блокировка транспортеров как при автоматизированном запуске маршрута, так и дистанционном ручном.

Смешение сельскохозяйственных культур – одна из самых неблагоприятных ситуаций, которые могут возникнуть на элеваторном комплексе, так как приводит к колоссальным экономическим потерям. Зачастую, во избежание подобных случаев, современными АСУ Э предусматриваются проверки, позволяющие избежать ошибки оператора на этапе выбора начала и конца следования продукта. Однако подобный подход к решению данной задачи имеет существенный недостаток: отсутствие каких-либо защит при запуске маршрута «вручную».
Технология «Smart Route», благодаря возможности «отслеживания» запущенных на элеваторном комплексе маршрутов, позволяет осуществлять эффективную блокировку транспортных механизмов в случае несовпадения культур, как при автоматизированном запуске маршрута, так и дистанционном ручном, что существенно снижает риск смешивания продукта.

1.4 Симуляция положений задвижек и клапанов.

Как известно, маршрутообразующие механизмы, такие как задвижки и клапаны, являются уязвимым местом любого элеваторного комплекса. Нередко возникают ситуации, когда, несмотря на то, что механизм находится в одном из положений («открыто», «закрыто» и т. п.), ввиду неисправности технологического оборудования сигнал от концевого выключателя в АСУ Э не поступает. При этом ремонт или замена неисправного элемента может занять продолжительное время и, как следствие, нанести ощутимый экономический урон в результате простоя одного или нескольких технологических маршрутов.
Функция симуляции, обеспечиваемая технологией «Smart Route» на основе экспертного определения текущего положения маршрутообразующего механизма, позволяет не только корректно продолжать работу с учетом всех возможных блокировок, но и осуществлять автоматизированный запуск и останов маршрутов.

Технология Smart Route

2. Осуществление функций автоматизированного запуска и останова маршрутов

2.1 Запуск маршрута осуществляется путем выбора начала и конца следования продукта.

Существует множество подходов к автоматизации процесса запуска и останова технологических маршрутов. Большинство из них предполагает «жесткую» привязку к технологическим номерам, что с одной стороны приводит к необходимости наличия оператора с высокой квалификацией и продолжительным опытом работы с АСУ Э на конкретном объекте, с другой – требует от Заказчика выдачи дополнительной информации на предпроектном этапе при составлении технического задания (ТЗ).
Технология «Smart Route» предоставляет возможность не только интуитивно-понятно осуществлять выбор, запуск и останов любого возможного маршрута, предусмотренного технологией элеваторного комплекса, но и проводить пусконаладочные работы в максимально сжатые сроки, передавая Заказчику в опытную эксплуатацию полностью автоматизированную систему управления объектом всего через несколько дней.

2.2 Оптимизация маршрутов следования продукта.

Как известно, на крупных элеваторных комплексах зачастую предусматривается несколько вариантов следования продукта при его транспортировке из одного технологического адреса в другой. Множество маршрутных альтернатив может быть обусловлено как технологической необходимостью, так и соображениями надежности с целью обеспечения непрерывности протекания процесса транспортировки культур. Часто такая вариабельность порождает неопределенность на этапе выбора наиболее рационального решения, так как, выполняя одну и ту же функцию, два или несколько различных маршрутов могут включать в себя разное количество механизмов с разными типами и мощностями приводов.
Ввиду растущей тенденции к повышению энергоэффективности производства технологией «Smart Route» была предусмотрена уникальная функция оптимизации маршрутов. Интеллектуальная система позволяет, при наличии нескольких равнозначных способов следования продукта, выбрать оптимальный вариант по приоритетным критериям для лица, принимающего решения (ЛПР): экономичность, надежность, «последний запущенный» и т. п. Таким образом, ЛПР получает возможность минимизировать потребление электрической энергии и время простоя технологического оборудования без дополнительных капиталовложений.

Презентация Smart Route